Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил дорожного движения, неправильное поведение на улице.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма это проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста.
Задача педагогов и родителей – воспитывать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников движения.
Наиболее распространенные причины дорожно-транспортных происшествий:
Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом
Выход на проезжую часть из-за автобуса или другого препятствия
Игра на проезжей части
Ходьба по проезжей части
Главная цель работы педагогов по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице. Данная цель формируется путем решения нескольких задач:
Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного движения на улице
Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов
Развитие у детей способности к передвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения
Содержание представлений о безопасном поведении на улице, доступное детям дошкольного возраста:
Знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон
Иметь представление об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома (катание на велосипеде и т. д.)
Ребенок должен знать следующие правила дорожного движения:
- переходить улицу только на зеленый свет светофора
- не играть на дороге или около проезжей части
- переходить улицу только по пешеходному переходу
- при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо
- знать устройство проезжей части
- знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей
- знать правила поведения в транспорте
Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ведется не только педагогами, но и родителями, а также представителями социальных институтов.
Работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения основывается на комплексном подходе. Воспитатели проводят с детьми тематические занятия в группах, закрепляя полученные знания в разных видах деятельности: в игре, во время прогулок и т. д. Работа по формированию навыков безопасного поведения на дороге проводится с дошкольниками всех возрастных групп при активном участии родителей и специалистов ДОУ. Для каждой возрастной группы составляется разный перечень занятий, в который входят ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность, конструирование (приложение 1). Целевые прогулки, включенные в план работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма, так же направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах (приложение 2). Наиболее успешным будет закрепление через игру. Мы знаем, что ведущая деятельность дошкольников является игровая деятельность и игре педагоги ДОУ могут достичь наилучшего закрепления знаний правил дорожного движения. Игры подбираются с учетом возрастных особенностей детей (приложение 3).
В работе с родителями педагоги ДОУ руководствуются следующими принципами: Целенаправленность, системность, отзывчивость, доброжелательность. Основные формы и методы работы с родителями по профилактике ДДТТ: анкетирование родителей, беседы с родителями, родительские собрания, советы родителям, совместные праздники, оформление ширм или папок-передвижек приложение 4).
Во избежание несчастных случаев водители, пассажиры и пешеходы должны знать правила дорожного движения, быть осторожными и внимательными. Эти качества и знания мы должны получать с самого раннего детства, поэтому профилактика дорожно-транспортного травматизма в ДОУ необходима. Закладывая знания детям мы сами должны соблюдать правила дорожного движения, помня, что именно мы взрослые являемся примером для подражания!